Дом Архитектора (Особняк Половцова)
Санкт-Петербургский Дом Архитектора находится в одном из красивейших домов нашего города – в особняке Александра Александровича Половцова. При Александре III А.А.Половцов был Статс-секретарем Его Императорского Величества, членом Государственного Совета, много лет возглавлял Российское историческое общество.
История дома началась задолго до рождения Половцова. Уже в первые годы существования Петербурга на месте этого здания располагалась усадьба с большим садом, выходящим к реке Мойке.
В течение всего XVIII века владельцы дома неоднократно менялись. Одним из первых был сподвижник Петра Великого, канцлер Г.И.Головкин. Кроме его потомков, домом владели граф Бутурлин, флигель-адъютант Н.Н.Походяшин, братья Левашевы.
В начале XIX века особняком владели князья Гагарины. Представитель этого рода Сергей Сергеевич – директор Императорских театров – был достаточно богат, чтобы позволить себе потратить колоссальные средства на перестройку здания.
Он приобрел в Италии резные дубовые панели XVI века, из которых впоследствии был создан Дубовый зал. Камин в этом зале тоже XVI века, итальянских мастеров, из трех сортов мрамора с бронзовой скульптурой – аллегорией Науки и Искусства. Посетители некоторых концертов имеют возможность увидеть этот камин в действии.
Белый зал появился при Гагариных. При более поздних его переделках была сохранена изначальная стилистика этого помещения. Все искусствоведы согласны в наименовании этого стиля – стиль Людовика XV. Зал – светлый, с двумя хрустальными люстрами на 72 свечи каждая, пятичастным расписным плафоном на потолке.
Все стены обильно украшены лепниной. Кроме двух оттенков позолоты некоторые элементы лепки покрыты серебром.
Последний по постройке и самый крупный зал особняка – Бронзовый зал. По замыслу архитектора на каждой стене висели 4 шпалеры XVII века из коллекции хозяина, но они пропали в первые годы советской власти и сведения о них очень скудны и противоречивы.
Четыре одинаковые двери в этом зале сделаны в редкой для украшения интерьеров технике «маркетри» (обычно её применяли для отделки мебели).
При создании дверей использовали около 30 пород дерева для инкрустации букетов цветов. Фоном для них служит черепаховый панцирь, обрамляют букет вставки из позолоченной латуни, а рамой для всей этой картины служат накладки из позолоченной бронзы.
Стены помещения сплошь покрыты мрамором, все украшения на нем – из позолоченной бронзы, отсюда и название зала: Бронзовый.
Это один из первых электрифицированных интерьеров в нашем городе. Акустика зала превосходная, что особенно ценно для концертов классической музыки, которые здесь проходят регулярно.