с 9 до 20 часов
в будние дни
с 10 до 19 часов
в праздничные и выходные дни.
Максим Горький
«Васса Железнова» по пьесе Максима Горького – драгоценный изумруд в классической коллекции «доронинского» МХАТа. И не только благодаря живописным, «врубелевским» декорациям выдающегося художника Владимира Серебровского, чьи рукотворные работы являются национальным достоянием, но и благодаря оригинальной трактовке.
Сюжет пьесы прост и трагичен. Когда-то пятнадцатилетняя Васса из купеческого рода Храповых влюбилась во владельца пароходства, капитана Железнова и вышла за него замуж. Супруг постепенно оказывается пьяницей, гулякой, извергом по отношению к молодой жене и скатился до того в распутстве, что стал растлителем малолетних. Дело свое он забросил. Из девяти детей Вассы выжили трое, и все трое не здоровы. Старшая дочь Наталья не ладит с матерью, тоскуя от неблагополучия и холода родного дома; младшая слабоумная, напуганная когда-то отцом Людочка, мечется в жажде тепла и любви. Сын Федор живет за границей, он смертельно болен. Об этом сообщает Вассе его жена – революционерка Рашель, приехавшая в Россию за сыном.
Неприкаянные дочери слоняются по дому, а возле них вьётся наглый ловелас Пятёркин, да и не он один: братец Прохор – кутила и развратник. Пламя «революции», о которой так пафосно говорит Рашель, давно тлеет и в городе, и внутри дома Железновых…
Васса, как буксир, уверенно тянет и бизнес, и семью. Единственная надежда – ее пятилетний внук Коля. Над семьей нависла беда – предстоит суд над мужем за растление малолетних. Васса принуждает мужа к самоубийству.
Когда в 1910 году Горький написал первый вариант пьесы под названием «Мать», это была история о том, как в алчности и пороке рушатся устои патриархальной купеческой семьи. В основу текста легла судьба нижегородской предпринимательницы Марии Кашиной.
В 1935 году Горький полностью переписал текст и ввел в драму новую героиню – революционерку Рашель. «Классовый» образ Вассы – жесткой, несгибаемой, нацеленной на выживание и преуспеяние купчихи долгое время считался эталонным.
И лишь 2003 году этот стереотип был разбит постановкой Бориса Щедрина на сцене МХАТа им М. Горького. Народная артистка СССР, Татьяна Доронина показала совершенно иную Вассу – любящую, самоотверженную, готовую на все ради детей и сохранения семьи.
Какой будет Васса в восстановленном спектакле 2022 года? Большая любовь сочетается в ее характере с отчаянием смертного греха, считает заслуженная артистка России и Карелии Лидия Матасова, исполнительница главной роли. Ее Васса – прообраз России, перенесшей великие потрясения. «Матери – все удивительные, и мученицы великие! Страшен им будет Господень суд…», – говорит сама Васса.
Премьера 25 января 2022 года
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА
Режиссёры – Александр Дмитриев, Лидия Матасова
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Васса Железнова – Лидия Матасова
Сергей Железнов – Владимир Ровинский, Александр Дмитриев, Геннадий Кочкожаров
Прохор Храпов – Андрей Зайков
Наталья – Алиса Гребенщикова, Лариса Голубина
Людмилка – Елена Коробейникова
Анна Оношенкова – Ольга Дубовицкая
Рашель – Ирина Фадина
Мельников – Геннадий Кочкожаров, Владимир Ровинский
Пятеркин – Максим Дахненко
Гурий Кротких – Борис Бачурин
Евгений Мельников – Юрий Ракович, Андрей Кравчук
Лиза – Мария Янко, Арина Алексеева
Поля – Екатерина Ливанова
Музыканты – Валерий Соколов, Андрей Айсин, Тимур Дружков, Максим Зонов
Продолжительность: 1 час 30 минут
16+