Санкт-Петербург
Ваш регион
  • Москва
+7 (812) 375-25-25
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

с 9 до 20 часов

в будние дни

с 10 до 19 часов

в праздничные и выходные дни.

Органный концерт «ВЕЛИКИЙ ЧАРОДЕЙ-ОРГАН»

Дата проведения 19 ноября 2023, 16:00 ч.
Место проведенияХрам святого Станислава
В наличии:

Билетов нет

О мероприятии

Органный концерт «Великий чародей-орган»
Я.П. Свелинк, Л. Куперен, И.С. Бах, Ф.Мендельсон, Р. Шуман, Г. Пьерне, Э. Жигу
Лауреат международных конкурсов Лилия Кушева (орган, Москва)
В программе московской органистки Лилии Якушевой собрана коллекция самых ярких страниц органного репертуара. Прозвучат сочинения композиторов Германии, Нидерландов и Франции XVI-XIXвеков. В программу включены популярные произведения, любимые слушателями.
Концерт откроет знаменитая Токката и фуга ре минор И.С. Баха. Начиная с 1980-х годов, отдельные музыковеды оспаривают авторство Баха, считая некоторые элементы стиля нетипичными для его музыки. С другой стороны, один из наиболее авторитетных современных исследователей К. Вольф считает Токкату и фугу аутентичным баховским сочинением, созданным в ранний период его творчества. Произведение предположительно написано Бахом во время пребывания в Арнштадте между 1703-1707гг. Особенностью цикла является непрерывность развития музыкального материала — без перерыва между Токкатой и фугой. Форма состоит из трёх частей: Токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с Токкатой, образует тематическую арку. Не будет преувеличением назвать Токкату и фугу ре минор самым популярным произведением для органа.
Хоральные органные обработки Баха — это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов — возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. Будет исполнена известная хоральная обработка «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос», которая звучит в кинофильме «Солярис» А. Тарковского. В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо Баха. Прозвучит хоральная обработка «Преобразись, возлюбленная душа».
Луи Куперен — французский композитор, органист и клавесинист XVII века. Он прожил всего 35 лет, но успел написать много музыки, которая сохранилась лишь в манускриптах. Главных образом, это сочинения для клавесина и органа. На композиторский стиль Л. Куперена оказало сильное влияние творчество южно-немецкого автора И.Я. Фробергера, с которым он, вероятно, был знаком. Органная музыка Л. Куперена (около 70 произведений) оставалась неизвестной на протяжении нескольких столетий и была открыта лишь в 1950-х годах. Среди основных её черт — попытка уйти от полифонической строгости более ранних французских композиторов и выписанная в ноты регистровка (тембры звучания).Будут исполнены четыре части из Сюиты второго тона Л. Куперена.
Вариации «Под зелёными липами» сочинены знаменитым нидерландским композитором рубежа XVI-XVII веков Я.П. Свелинком. Виртуоз клавирной импровизации, он получил прозвище «амстердамского Орфея». Слава Свелинка-педагога простиралась по всей Северной Европе и особенно велика была в Германии. Среди его учеников — основатели северо-немецкой органной школы М. Преториус, С. Шейдт, Г. Шейдеманн. Творчество Свелинка — переходное от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Новые музыкальные тенденции просматриваются в сочинениях, написанных для органа и клавесина. В инструментальной музыке Свелинк больше всего работал в жанрах фантазии, вариаций, писал ричеркары, паваны, хоральные обработки.
В программу концерта включена вдохновенная музыка двух немецких романтиков: Р. Шумана и Ф. Мендельсона. 6 этюдов в форме канона были сочинены Шуманом для педального фортепиано — инструмента, оснащенного специальной педальной установкой с комплектом струн. Прозвучит изящный Этюд № 5 си минор. Остинато до минор — пьеса, написанная 14-летним Мендельсоном. Это вариации на повторяющемся басу, которые, по замыслу автора, должны исполняться на полном органе.
Г. Пьерне — французский композитор, органист и дирижёр рубежа XIX-XX веков. В Парижской консерватории он учился у А. Лавиньяка, С. Франка, Ж. Массне. Соучеником Пьерне был К. Дебюсси, творческие связи с которым он сохранил на всю жизнь. После смерти Франка в 1890 г. он занял место органиста церкви св. Клотильды в Париже. С1900-х гг. основной для Пьерне стала дирижёрская деятельность. Оркестр Колонна, с которым он работал, специализировался на исполнении новейшей музыки. Под руководством Пьерне проходили премьеры сочинений Д. Мийо, И. Стравинского и Дж. Энеску. Прозвучат его Прелюдия и Кантилена, ор.29.
Э. Жигу — композитор иорганист рубежа XIX-XX веков. Он учился в Парижской школе Нидермейера, где его преподавателем был К. Сен-Санс. Жигу писал только органную музыку как религиозного, так и светского характера. Его наследие велико: лишь для церковной службы Жигу создал более 600 произведений. В заключение концерта будет исполнено самое знаменитое сочинение Жигу — Токката из цикла «10 пьес» для органа.

Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Ян Питерсзсон Свелинк (1562-1621)
Вариации «Под зелеными липами»
Иоганн Себастьян Бах
Хоральная обработка «Ich ruf zu Dir, Herr JesuChrist» («Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос»), BWV 639 из «Органной книжечки»
Луи Куперен (1626-1661)
4 части из Сюиты второго тона:
PleinJeu – Duo – Basse de Cromorne – Recit de Nazard
Иоганн Себастьян Бах
Хоральная обработка «Schmucke dich, o liebe Seele» («Преобразись, возлюбленная душа»),
BWV 654 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»
Роберт Шуман (1810-1856)
Этюд в форме канона, ор.56 № 5
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Остинато до минор (1823)
Габриэль Пьерне (1863-1937)
Прелюдия и Кантилена, op.29
Эжен Жигу (1844-1925)
Токката из «Десяти пьес»

Читать далее

Провели
7000 концертов

Более 2000
билетов в день

Все виды
оплаты

100% надежный
эквайринг

Адрес

Храм святого Станислава

Санкт-Петербург, улица Союза Печатников, 22

Проложить маршрут

ALLOSHOW РЕКОМЕНДУЕТ

Это нельзя пропустить

Наверх