с 9 до 20 часов
в будние дни
с 10 до 19 часов
в праздничные и выходные дни.
Билетов нет
Мария Лобецкая — петербургская органистка, доцент кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. В программе концерта её класса — музыка И. С. Баха и французских композиторов XIX-XX веков.
Концерт откроет Прелюдия и фуга ля минор И. С. Баха — одно из самых эмоционально насыщенных произведений для органа у композитора, написанное в яркой виртуозной манере. В Прелюдии и фуге до мажор части сочинены в разное время: прелюдия в 1730 году в Лейпциге, а фуга — в веймарский период творчества. Между развёрнутыми циклами прозвучит изящная миниатюра — хоральная обработка «Иисус Христос — наш Спаситель». В заключительной части концерта руководителем класса Марией Лобецкой будет исполнена Симфония из Кантаты «Мы благодарим тебя, Господи» в переложении для органа соло.
Сезар Франк — выдающийся органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. В программе концерта прозвучат 3 сочинения Франка. Цикл «Три пьесы для большого органа» написан в 1878 году. Этот триптих — прекрасный образец стилистической зрелости Франка. Вторая пьеса цикла — Кантабиле — спокойна и исполнена лирической созерцательности. Гармонии обогащены хроматическими модуляциями, столь типичными для стиля композитора. В «Героической пьесе» можно найти много общего с симфоническим творчеством Франка, а в неожиданных модуляциях проявляется схожесть с музыкальным языком Рихарда Вагнера. Хорал ля минор — одно из последних сочинений Франка. В нём исследователи его творчества видят символы образа Святого Духа. Это выражается в подвижной фактуре крайних разделов пьесы, создающей ощущение стремительного полёта.
Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, к которой относят и Ш.-М. Видора. На создание симфоний для «короля инструментов» композиторов вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Прозвучат Адажио и Токката из Симфонии № 5 Видора.
Музыкальный язык Ж. Алена складывался под влиянием К. Дебюсси и О. Мессиана. Он интересовался барочной музыкой, джазом, культурой и философией Дальнего Востока. «Литании» — одна из самых известных пьес композитора. В её основе — прихотливый ритм с неквадратным тактовым дроблением, вызывающим эффект неравномерности и ритмических акцентов. Остинатное (постоянное) кружение мелодии призвано передать образ иступлённой молитвы, религиозный экстаз верующего.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Исп. Андрей Поляков
Хоральная «Jesus Christus unser Heiland» («Иисус Христос — наш Спаситель»), BWV 688
Исп. Евгений Стимаев
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545
Исп. Елизавета Кузнецова
Сезар Франк (1822-1890)
«Героическая пьеса», FWV 37
Исп. Светлана Хохлова
Кантабиле, FWV 36
Исп. Мария Зырянова
Хорал № 3 ля минор, FWV 40
Исп. Михаил Илющенко
Шарль-Мари Видор (1844-1937)
Адажио и Токката из Симфонии для органа № 5 фа минор, op.42/1
Исп. Лариса Габитова
Жан Ален (1911-1940)
«Литании», AWV 100
Исп. Иван Иванов
Иоганн Себастьян Бах
Синфония из Кантаты № 29 «Wir danken Dir, Gott» («Мы благодарим Тебя, Боже») (переложение для органа М. Дюпре)
Исп. Мария Лобецкая
Лауреат международных конкурсов Мария Лобецкая и её ученики:
Лариса Габитова
Мария Зырянова
Иван Иванов
Михаил Илющенко
Елизавета Кузнецова
Андрей Поляков
Евгений Стимаев
Светлана Хохлова(орган, Санкт-Петербург)
Продолжительность: 1 час 10 минут
6+