с 9 до 20 часов
в будние дни
с 10 до 19 часов
в праздничные и выходные дни.
Билетов нет
Марина Вяйзя — петербургская органистка, доцент кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. В программе концерта её класса — музыка немецких и французских композиторов XVIII-XX веков.
Концерт откроют два ранних виртуозных произведения И.С. Баха в исполнении руководителя класса Марины Вяйзя. Прелюдия соль мажор была создана в Мюльхаузене в 1708 году, а Фуга-жига в Арнштадте в 1703/1704 годах.
Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни города Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции — Прелюдии (Токкаты, Преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. Программу продолжит одна из двух чакон Букстехуде — ми минор.
Прозвучат ещё два произведения Баха — хоральная обработка «Я предстаю перед Твоим троном» и Концерт соль мажор: переложенное Бахом для органа оркестровое сочинение герцога Саксен-Веймарского. Он имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом.
Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Свидетельством европейской известности Муффата могут служить также авторские предисловия к ним на нескольких языках — латинском, немецком, итальянском и французском. Наиболее известным сочинением является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Будет исполнена Токката нона.
С. Франк — французский органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, с многочисленными модуляциями и элементами импровизации, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют «духовным завещанием» композитора. Хорал № 2 си минор — вариации на остинатную (повторяющуюся) тему в басу, которые ассоциируются с образом Бога-сына
М. Дюрюфле — композитор и органист, один из выдающихся представителей основанной С. Франком и Ш.-М. Видором французской органной школы. В его произведениях ощутимо влияние позднего романтизма, импрессионизма и григорианского хорала. Творчество Дюрюфле отличается высоким мастерством и оригинальностью. Прелюдия и фуга на тему A.L.A.I.N. Дюрюфле посвятил французскому композитору Жану Алену. Темы Прелюдии и фуги основаны на зашифрованной «музыкальным алфавитом» фамилии «Ален», которая буквальным образом «звучит» в произведении.
Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На создание сочинений его вдохновлял новый тип инструмента, созданный органостроителем А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию органа. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Цикл «24 пьесы в фантастическом стиле» был написан Вьерном в 1926-1927 годах. Одно из самых популярных сочинений композитора из этого цикла — пьеса «Вестминстерские колокола». Это токката, музыка которой отличается особенной яркостью. Вьерн виртуозно сумел передать в ней колокольный перезвон. Симфония № 1 была написана в 1899 году и посвящена А. Гильману. Концерт завершится праздничным Финалом из неё в исполнении Марины Вяйзя.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия соль мажор, BWV 568
Фуга (Жига) соль мажор, BWV 577
Исп. Марина Вяйзя
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Чакона ми минор, BuxWV 160
Иоганн Себастьян Бах
Хоральная обработка «Vor deinen Thron tret’ ich Hiermit» («Я предстаю перед Твоим троном»), BWV 668
Исп. Хуан-Фелипе Эскивель
Концерт соль мажор (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского),
BWV 592:
Tempo giusto — Grave — Presto
Исп. Анна Кудряшова
Георг Муффат (1653–1704)
Токката нона из сборника «Apparatus musico-organisticus»
Исп. Валентина Ралко
Сезар Франк (1822–1890)
Хорал № 2 си минор, FWV 39
Исп. Евгения Борисова
Луи Вьерн (1870–1937)
«Вестминстерские колокола» из «24 пьес-фантазий», op.54, № 6
Исп. Валентина Ралко
Морис Дюрюфле (1902–1986)
Прелюдия и фуга на имя ALAIN, oр.7
Исп. Владислав Пламенев
Луи Вьерн (1870–1937)
Финал из Органной симфонии № 1 ре минор, oр.14
Исп. Марина Вяйзя
Органный концерт «Учитель и ученики: Марина Вяйзя»
Д. Букстехуде, Г. Муффат, И.С. Бах, С. Франк, Л. Вьерн, М. Дюрюфле
Лауреат международных конкурсов Марина Вяйзяи её ученики:
Евгения Борисова
Анна Кудряшова
Владислав Пламенев
Валентина Ралко
Хуан-фелипе Эскивель (орган, Санкт-Петербург)
Продолжительность: 1 час 10 минут
6+