с 9 до 20 часов
в будние дни
с 10 до 19 часов
в праздничные и выходные дни.
Билетов нет
Органный концерт «Musica seriosa»
Н. Брунс, Г. Муффат, И.С. Бах, А. Вивальди, К. Гомилиус, И. Брамс, Ф. Мендельсон-Бартольди
Лауреат международного конкурса Вероника Богданович-Язвинская (орган, Витебск)
В программе органистки из Витебска Вероники Богданович-Язвинской собрана яркая коллекция немецкой музыки для органа разных веков.
Н. Брунс был учеником Д.Букстехуде, он прославился как органист и скрипач. Известны лишь несколько его сочинений для органа, которые говорят о выдающемся композиторском даре.Импровизационная и импульсивная Прелюдия ми минор, открывающая концерт, создана в жанре «stylus fantasticus».
Шесть Трио-сонат были написаны И.С. Бахом для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они задумывались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. Эта изящная музыка требует от исполнителя координации высокой степени. На концерте прозвучит Соната № 4 ми минор в трёх частях.
Южнонемецкий композитор эпохи барокко Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Наиболее известным является сборник Apparatus musico-organisticus, в который включены 12 органных Токкат, Чакона,Пассакалия и Вариации Nova cyclopeias harmonica. В программе концерта — Токката septima из этого цикла.
Концерт А. Вивальди ля минор, переложенный для органа Бахом, увлекает своей огненной энергией. Он имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Сочинение столь популярно у слушателей органных концертов, что его смело можно включить в «золотую коллекцию» шедевров органноймузыки, наряду с Токкатой и фугой ре минор Баха.
Сыновья Фридриха Гомилиуса — музыканта немецкого происхождения, жившего в России с 1838 года- Константин и Луи — сыграли значительную роль в развитии органной культуры России второй половины XIX века.Луи был органистом лютеранской церкви свв.Петра и Павла и профессором органного класса Санкт-Петербургской консерватории. Константин служил скрипачом в императорской опере, а также занимал должность органиста в немецкой реформаторской церкви в Санкт-Петербурге. Он написал много камерной музыки, в том числе трио, струнные квартеты, сонаты и фортепианные квинтеты. В своём творчестве он обращался и коргану. Будет исполнена Прелюдия соль мажор Константина Гомилиуса.
Прелюдия и фуга ля минор И. Брамса относится к раннему периоду творчества: она написана в мае 1856 года для Клары Шуман. Аффектированно-риторический характер вступления композиции напоминает о стилистической связи с музыкой Баха.
Над Сонатами для органа Ф. Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Они стали первым образцом немецкой романтической сонаты. Композитор посвятил цикл своему другу — органисту Ф. Шлеммеру. Сонаты были изданы сразу в нескольких издательствах в 1845 году: в Лейпциге, Милане и Париже. Интересно, что английское издание Шести сонат стало первой публикацией органной музыки с темповыми обозначениями метронома. В Сонатах представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм:прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различно города фантазийные формы. В заключение концерта прозвучит Соната фа минор.
Программа концерта:
Николаус Брунс (1665-1697)
Прелюдия соль мажор
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Трио-соната № 4 ми минор, BWV 528:
Adagio.Vivace – Andante – Un poco allegro
Георг Муффат (1653-1704)
Токката septima из сборника Apparatus musico-organisticus
Антонио Вивальди (1678-1741) – Иоганн СебастьянБах
Концерт ля минор, BWV 593:
(Allegro) – Adagio –Allegro
Константин Гомилиус (1840-1918)
Прелюдия соль мажор
Иоганнес Брамс (1833-1897)
Прелюдия и фуга ля минор, WoO9
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Соната №1 фа минор, соч.65:
Allegro moderato e seriosо – Adagiо – Andante.Recit – Allegro assaivivace
6+