с 9 до 20 часов
в будние дни
с 10 до 19 часов
в праздничные и выходные дни.
Билетов нет
Органный концерт «Феликс Мендельсон: классик среди романтиков»
Феликс Мендельсон-Бартольди
Исполнитель:
Лилия Кузнецова (орган, Санкт-Петербург)
Программа петербургской органистки Лилии Кузнецовой посвящена самому «классическому» из немецких романтиков — Феликсу Мендельсону-Бартольди. «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их»,- сказал о Феликсе Мендельсоне его соотечественник, немецкий композитор РобертШуман. Всю жизнь Мендельсон преклонялся перед искусством Г.Ф. Генделя и И.С. Баха, В.А. Моцартаи Л. ван Бетховена. Исполнение под его управлением «Страстей по Матфею» Бахастало историческим событием в музыкальной жизни Германии, возродило интерес к творчеству Иоганна Себастьяна. Особой заслугой Мендельсона в популяризации баховских органных опусов стала издательская деятельность. В 1843 в Лейпциге поинициативнее Мендельсона открыли первую в Германии консерваторию, получившую большую известность в стране и за её пределами.
Мендельсон написал множество произведений в различных жанрах: оперы, оратории, кантаты, симфонии, концерты. Для органа более всего известны два его цикла: Три прелюдии и фуги, ор.37 и Шесть сонат, ор.65.
Работанад Прелюдиями и фугами началась в 1833 году в Дюссельдорфе. В 1837 году Мендельсон предложил для печати фуги, но издательство «Брейткопф и Гертель» потребовало добавить к ним прелюдии, которые композитор сочинил в Шпайере вовремя свадебного путешествия. Мендельсон посвятил этот цикл своему английскому коллеге — органисту Лондонского кафедрального собора Т. Эттвуду, с которым тесно общался во время своих частых концертных визитов в Лондон. В программе — Три прелюдии и фуги, ор.37.
Над Сонатами для органа Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Цикл посвящен композитором своему другу — органисту Ф. Шлеммеру. Шесть сонат Мендельсона стали первым образцом немецкой романтической сонаты. Они были изданы сразу в нескольких издательствах в 1845 году: в Лейпциге, Милане и Париже. Интересно, что английское издание Шести сонат стало первой публикацией органной музыки с темповыми обозначениями метронома. В Сонатах представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга нахорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. Особым вниманием композитора пользуется фуга: она нередко является частью, несущей основную драматургическую нагрузку цикла.
Прозвучат три сонаты Мендельсона. В Сонате № 2 до минор развитие происходит следующим образом: от вступительного Grave своеобразного ариозо через торжественно-церемониальный полонез, в котором проступают признаки марша-гимна — к утверждающей, резюмирующей фуге.
Свидетельством тесной связи композитора с немецкой школой, в том числе с Бахом, можно считать и его частое обращение к протестантскому хоралу. В первой части Сонаты № 3 ля-мажор Мендельсон в партии педали проводит тему хорала «Aus tiefer Not schrei ich zu Dir» («В тягчайшей беде взываю к Тебе»).
Соната№ 4 си-бемоль мажор — своеобразная романтическая сюита, состоящая из прелюдии, песни-хорала, баркаролы (или гондольеры) и фуги. В этом ярком и красочном сочинении композитор сочетает опыт барочной традиции с романтическими веяниями: глубоким чувством и эмоциональностью.
6+