с 9 до 20 часов
в будние дни
с 10 до 19 часов
в праздничные и выходные дни.
Билетов нет
С яркой программой из сочинений композиторов XVIII–XIX веков для дуэта органистов выступят Лилия Кузнецова и ее ученица Майя Мокрецова.
Органный дуэт (исполнение двумя музыкантами на одном органе) — сравнительно позднее явление в истории этого инструмента, в отличие от ансамбля нескольких органов. Репертуар для него начал появляться только в конце XVIII века. Расширение ресурсов большого органа в эпоху романтизма позволило усложнить музыкальный текст, привлечь второго органиста. Жанр органного дуэта расцвел. Поэтому и большая часть произведений, включенных в программу концерта, написана в XIX веке. Прозвучат как небольшие одночастные сочинения (три дуэта С. Уэсли, Анданте Н. Гаде), так и крупные сочинения: Фантазии А. Хессе и В.А. Моцарта, первая часть Сонаты Г. Меркеля, Сарабанда В.Ф. Одоевского. В русской музыке почти нет произведений для органного дуэта. Сарабанда Одоевского — редкое исключение.
Фантазия Моцарта — один из интересных примеров музыки, написанной для исполнения не человеком, а музыкальным механизмом. В 1790-91 годах по заказу графа Деима, владельца художественной галереи в Вене, Моцарт написал ряд пьес «для механического органа в часах» — устройства с органными трубами, автоматически воспроизводящего музыку без участия исполнителя (наподобие музыкальной шкатулки или шарманки, но значительно крупнее и богаче по звучанию). Это сочинение является своеобразным переложением, хотя и максимально близким по своему звучанию к оригиналу, написанному для механического органа.
Сочинение, открывающее концерт — кантата И.С. Баха «Храни нас, Боже, словом Твоим». Как и большинство кантат композитора, это произведение основано на одноименном протестантском хорале, написанном М. Лютером, и привязано к конкретному воскресенью в церковном календаре: второму перед Великим постом, в которое предлагается размышлять над ролью божественного слова (Св. Писания) в жизни христианина. Строфы хорала, обработанные то в виде большой хоральной фантазии для хора и оркестра, то вкрапленные в лирический дуэт, то звучащие в строгом четырехголосном виде чередуются с лирико-философскими размышлениями в сольных ариях. Переложение для двух органистов подчеркивает близость хоровых и органных хоральных фантазий, а яркая разработка аффектов (чувств, эмоций) в музыке арий, даже без слов оказывается убедительной и захватывающей.
И.С. Бах, С. Уэсли, В.А. Моцарт, Н. Гаде, А Хессе, И Штраус, В.Ф. Одоевский, Г. Меркель.
Лилия Кузнецова – Лауреат международных конкурсов.
Майя Мокрецова – (орган, Санкт-Петербург).
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Кантата на хорал «Erhalt uns Herr, bei deinem Wort» («Храни нас, Боже, словом Твоим»), BWV 126 (обработка для двух органистов С. де Йонга)
Самуэль Уэсли (1766-1837)
Три пьесы из цикла «Семь дуэтов» для двух органистов
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Фантазия фа минор:
Adagio-Allegro-Adagio
Нильс Гаде (1817-1890)
Анданте до мажор
Адольф Хессе (1809-1863)
Фантазия до минор:
Adagio-Allegretto-Andante grazioso
Иоганн Штраус (1825-1899) - Иоганнес Матиас Михель (1962*)
Вальсы (переложение для двух органистов в четыре ноги И.М. Михеля)
Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869)
Сарабанда для двух органистов
Густав Меркель (1827-1885)
Allegro moderato из Сонаты ре минор, op.30
Продолжительность концерта: 1 час 15 минут.
6+