с 9 до 20 часов
в будние дни
с 10 до 19 часов
в праздничные и выходные дни.
Лекция 2. Медиа и перформанс. Тело машины.
Лекции «Лаборатории новых медиа» (ЛНМ) включают в себя темы формирования и развития языка медиа, медиафилософии, антропологии культуры и медиа-археологии.
Первая часть цикла лекций ЛНМ-2020 посвящена исследованию медиа и перформанса. Начиная с истории возникновения перформанса и хэппенинга 1950-х годов до современного искусства перформанса - как культурного феномена, охватывающего разнообразные практики и направления в искусстве сегодня. Лекции сформированы вокруг важного периода в истории современного искусства – 1950-1960 гг. и основной объединяющей линией являются опыты «нью-йоркской школы» и их проект «9 вечеров» объединивший театр и инженерию.
В январе 1966 года десять нью-йоркских художников и тридцать инженеров из телефонных лабораторий фирмы Белл приступили к совместному эксперименту, в результате которого возникла серия хореографических, музыкальных и театральных работ с использованием новых технологий того времени. Художники Джон Кейдж, ЛюсиндаЧайлдс, ОйвиндФальстрем, Алекс Хей, ДебораХэй, Стив Пэкстон, ИвонРайнер, Роберт Раушенберг, Дэвид Тюдор и Роберт Уитман совместно с инженерами показали свои перформативные инсталляции в октябре 1966 года в Нью-Йорке в помещении Арсенала 69-го военного полка. Они были записаны и засняты на цветную и черно-белую пленку. Через год Роберт Раушенберг и Билли Клювер основали фонд E.A.T. (Experimentsinartandtechnology), который продолжил осуществлять проекты на стыке науки и искусства. Акции E.A.T. положили начало такому актуальному сегодня направлению, как scienceart - взаимодействию искусства и науки в пространстве медиатехнологий.
Так же как развивались критические и рефлексивные художественные процессы на тему технологий и наших с ними взаимоотношений, так же развивались и сами технологии, делая себя незаменимыми для человека и постепенно срастаясь с ним. Мы с трудом можем вспомнить времена без Интернета или без сотовой связи. Биотические протезы, максимально быстрая связь через социальные сети, моментальное получение нужной информации сделало нас не столько зависимыми от машины, сколько частью ее. Художники больше не пытаются гуманизировать технику, как это делал Нам ДжунПайк и Вольф Фостель, время эксперимента-игры прошло. Художники начинают срастаться с машиной, машина больше не инструмент, она часть самого тела художника. В этой лекции мы рассмотрим работы таких художников как Уоррен Сак, РебекаБоллингер, Маргарет Морс и других, разберемся что такое тело киборга и тело машины в поле современного искусства. Поговорим о сетевом и цифровом искусстве, зададим вопрос о роли художника и о роли машины в процессе производства художественных объектов.
Маша Данцис – Преподаватель программы кино и видео факультета свободных наук и искусств СПбГУ. Получила образование в Академии Искусств в Касселе на факультете визуальных искусств. В аспирантуре Берлинского университета искусств изучала вопросы презентации видеоинсталляций. В своём творчестве Маша Данцис исследует воздействие сетевой культуры на обычную жизнь человека, его чувства, на его взаимоотношения с обществом. Она номинант «Биеннале арт-кино» (Кельн, 2007), фестиваля документального кино в Касселе (2005, 2009 гг.), лауреат конкурса междисциплинарных художников Германии ColumbusArtFoundation (2010, Лейпциг), международного фестиваля медиаискусства «Киберфест-12» в Санкт Петербурге. Работы находятся в коллекциях ColumbusArtFoundation в Равенсбурге и Еврейского музея в Берлине.
Продолжительность 1 час 30 минут.
12+
ТКК Александринский
г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 49а