Ленинград Тур 2019 Ленинград Тур 2019

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ. ОРФ. «КАРМИНА БУРАНА»

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ. ОРФ. «КАРМИНА БУРАНА»
Доступен
E-ticket
  • Ограничение по возрасту 6+
До мероприятия осталось:
  • 19
  • 3
  • 36
  • дни
  • часы
  • минуты

Орф. «Кармина бурана»

6-й концерт 9 абонемента «Популярная классика»

Академический симфонический оркестр филармонии

Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры

Петербургский камерный хор

Хор «Перезвоны» ДШИ им. М.И.Глинки

Дирижер — Владимир Альтшулер

Александра Репина — сопрано

Борис Степанов — тенор

Баритон — дополнительно

Премьера состоялась 8 июня 1937 года во франкфуртской Старой опере под управлением Б. Ветцельсбергера. Первое исполнение в Большом зале филармонии – 15 мая 1967 года, дирижер – Е. Светланов. 

После премьеры «Кармина Бурана» Карл Орф сказал своему издателю: «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, можете уничтожить. С "Кармина Бурана" начинается мое собрание сочинений». Авторская оценка совпала с мнением публики – уже на протяжении более семидесяти лет это, по словам дирижера В. Федосеева, «космическое, поистине неразгаданное» произведение является одним из самых популярных в мировом репертуаре. Если бы Орф не написал ничего, кроме первого номера кантаты, хора «О, Фортуна!», его имя осталось бы в истории музыки XX века. 

Своим названием сочинение обязано литературному сборнику, датируемому примерно 1300 годом (Carmina по-латински – стихи, песни; Burana – латинское название баварской местности, где в XIX веке была найдена рукопись). В этом памятнике оказались собранными около 150 стихов и песен французских, немецких, английских, итальянских поэтов. Из текстов, близких искусству Возрождения, Орф выбрал песни о любви, о весне, застольные песни, а также сатиру, высмеивающую церковную мораль и «праведную» жизнь. Средневековая миниатюра – колесо Фортуны – воспроизведенная на первой странице издания сборника, нашла свое отражение в композиции кантаты: знаменитый начальный хор возвращается в конце – колесо Фортуны совершает полный оборот. 

«Светские песни для голосов и хора в сопровождении инструментов и с представлением на сцене» (так сам композитор определил жанр произведения) открываются напряженным и мрачным прологом «Фортуна – повелительница мира». Однако уже в I части кантаты («Раннею весной») все заставляет забыть о грозном колесе и о превратностях судьбы – таинственное закликание весны, ее славление с колокольным звоном и ликующими распевами, сцены народного праздника, песни и танцы, неторопливые и стремительные, лиричные и громогласно-торжественные. 

Оборотную сторону жизни показывает II часть «В кабаке». Ее картины – в одном ряду с полотнами Брейгеля, гравюрами «Пляски смерти» Гольбейна, офортами Рембрандта с изображениями нищих, композициями Босха. Пародийная исповедь гуляки-поэта, под видом покаяния упивающегося своей греховностью, гротескное изображение речи священника на поминках, неистовая проповедь настоятеля «вольного монастыря»... Завершает же «всепьянейшую литургию» общая вакханалия – хор «Когда мы в кабаке», что внезапно обрывается, будто вся разбушевавшаяся компания мгновенно проваливается сквозь землю. 

В III части с французским названием Cour d’amours (что можно перевести как «Галантная придворная любовь») колорит сольных эпизодов более изыскан и утончен, чем в I части, а хоры отличаются еще большей напряженностью, энергией, экстатической страстностью. По-генделевски величественный заключительный хор звучит как гимн красоте и любви. Достигнута самая высокая вершина. Но вместо ожидаемого завершения вторгается возглас «О Фортуна!», и снова начинает свой бег колесо «повелительницы мира»...

Показать полностью

Выбор мест

Наверх